Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальным в настоящее время является изучение психологами, лингвистами, педагогами проблемы речевого развития дошкольников и овладения ими структурными характеристиками лексических единиц в процессе их восприятия и проговаривания. Различные аспекты данного вопроса находят отражение в исследованиях российских ученых. Е.Н. Винарская [12], И.Т. Власенко, А.Н. Гвоздев [13], И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия [2], занимаясь изучением онтогенетических основ, выявили взаимосвязь становления процессов восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей раннего возраста.
Закономерность процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа охарактеризована в исследованиях Г.В. Бабиной, В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой [31], М.Е. Хватцева, С.Н. Шаховской.
В научных трудах Р.Е. Левиной [21], O.K. Марковой [23], В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт выделена специфика усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, определена типология искажений слоговых и ритмических структур слова, обозначены направления коррекции имеющихся дефектов.
Р.Е. Левина [21], O.K. Маркова [23], Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [31] и др. в своих работах доказали, что основополагающим диагностическим показателем в структуре системного речевого нарушения являются искажения слогового состава слова. Данный показатель выявляет как наличие недоразвития речи, так и степень его выраженности.
Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина [21], А.К. Маркова [23], Р.И. Лалаева [20], В.А. Ковшиков занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией. З.Е. Агранович [2], Г.В. Бабина [5]в соавторстве с Н.Ю. Сафонкиной, Н.В. Курдвановская в соавторстве с Л.С. Ванюковой и Н.С. Четверушкина [33] разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией.
Н.С. Жукова [17] в своей периодизации затронула формирование слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.
Логопедическая наука в целом, располагая широким спектром теоретических и экспериментально подтвержденных сведений по вопросу становления слоговой структуры слова у дошкольников с различными формами речевого дизонтогенеза, также может быть обогащена данными об особенностях рассматриваемого процесса у детей с общим недоразвитием речи. Аспекты, обозначающие характер процесса восприятия слова в единстве его структурных составляющих и формирования неречевых процессов (ритмической организации движений), являются не до конца изученными.
Поэтому эта проблема очень актуальна в настоящее время. Таким образом, тема курсовой работы: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Цель исследования – теоретически обосновать методы преодоления нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс нарушения слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методы преодоления нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе развития речедвигательных навыков будет эффективна, если:
– определены этапы и содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
– подобраны методы, приемы коррекционной работы слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть специфику нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Проанализировать методики по коррекции нарушения слоговой структуры речи у дошкольников с ОНР.
В соответствии с задачами были выбраны следующие методы исследования: сбор и анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
Структура работы состоит из введения, 1 главы, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1 Слоговая структура слова. Онтогенез развития у дошкольников в норме
Современные дети при нормальном речевом развитии к пяти годам свободно пользуются всей системой родного языка: говорят связно, полно излагают свои мысли, легко строят развернутые сложные предложения; пересказывают рассказы и сказки. Такие дети правильно произносят все звуки, легко воспроизводит многосложные слова, владеют навыками словообразования и словоизменения. Словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.
Общее недоразвитие речи сопровождается совершенно другой картиной. Даже при нормальном интеллекте и слухе у некоторых детей отмечается резкая задержка в формировании лексики, фонетики и грамматики. Впервые данное нарушение выявила Р. Е. Левина [32], назвав общим недоразвитием речи.
«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [24]. Термин «общее недоразвитие речи» характеризует речевую функцию как абсолютно неполноценную. Наряду с этим все конструкции языка – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях) – отличаются несформированностью. Следует отметить, что каждому ребёнку с общим недоразвитием речи присуща конкретная специфическая характеристика.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: афазии, алалии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.
Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту [5].
В научных трудах O.K. Марковой [23], Т.Б. Филичевой [32] выделена специфика усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, определена типология искажений слоговых и ритмических структур слова, обозначены направления коррекции имеющихся дефектов.
Под понятием «Слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове [12].
В трудах А.К. Марковой [23] слоговая структура слова обозначена как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Четыре параметра определяют слоговую структуру слова: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога.
При проведении обследования логопед использует тринадцать классов слоговых структур слов, выделенных А.К. Марковой, и обладает знаниями об усложнении структур слов.
Ударность - это выделение громкого и длительного по произношению слога, составляет основу словесного ударения. Ударный слог характеризуется длительностью, силой, высотой.
Строение слога подразумевает выделение гласного звука как вершины слога, четкое проговаривание согласных в стечениях. Т.е правильно воспринимать и проговаривать открытые и закрытые слоги.
Количество слогов должно соответствовать гласным звукам. Последовательность слогов соответствовать сложности слова.
По последним исследованиям можно сказать, что развитие слоговой структуры слова зависит от развития неречевых процессов таких как: ритмично-динамической организации движений, серийно-последовательной обработке информации, оптико-пространственной ориентации. Они способствуют усвоению слоговой структуры слова. Для произнесения слова надо не только правильное произношение изолированных звуков, но и серии звуков, для этого нужны коартикуляции – связи между отдельными артикуляционными укладками. «Недостаточность пространственных представлений нарушает линейность построения и поэтапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Если говорить о речи, то недостаточность пространственных представлений проецируется на восприятие и воспроизведение последовательности элементов слова. Современные данные говорят о пространственных представлениях как о базисе, на котором строится вся совокупность высших психических процессов у ребенка – письмо, чтение, счет. Роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и дальнейшей их перестройке в последовательность сегментов» [8, c. 44].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесов, Р.А. О слогоразделе и строении слога в русском языке / Р. А. Аванесов // Вопросы языкознания. 1954. – 15 с.
2. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З.Е. Агранович. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – 48 с.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва : Академия, 1999. – 160 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф, Архипова. – Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 343c.
5. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи : учебно- методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – Москва : Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
6. Бабина, Г.В Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – Таганрог : «Сфинкс» 2010. - 107с.
7. Большакова, С.Е Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей : методическое пособие / С. Е. Большакова — Москва : ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.
8. Бондарко, Л.В. и др. Модель восприятия речи человеком / Л. В. Бондарко. – Москва : Наука, 1968. – 59 с.
9. Вдовина, И.А. Особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми с общим недоразвитием речи // Логопед. – №2. – 2012. – С. 11.
10. Верлинский, А.Л. Античные учения о возникновении языка / А. Л. Верлинский. – Санкт-Петербург : Филологический факультет 2006. - 442с.
11. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва : АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
12. Винарская, Е.Н Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. – Москва : АСТ, Астрель,2005. – 208 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва, 2010. - 472с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
15. Есперсен, О. Философия грамматики / О Есперсен. – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1958. - 235с.
16. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва : Изд-во АПН, 1958. - 370с.
17. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Изд-во ЛИТУР, 2004. – 320 с. 23. Ковригина Л.В. Психофизиологические механизмы онтогенеза слоговой структуры слова. Журнал Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 1. – С. 50-53.
18. Кузьмин, Ю.И. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений. Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями / Ю. И. Кузьмин. – Москва : Наука, 1989.
19. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова. – Москва : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
20. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006.
21. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина – М.: Аркти, 2005. – 224 с.
22. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - М.: Академический проект, 2000. – 504 с.
23. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / А. К. Маркова. - Москва, 1961.
24. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 528 с.
25. Полушкина, Н.Н Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. – Москва : АСТ: Астрель: Полиграфиздат,2010 .- 607с.
26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.
27. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – Москва : Академия, 2004. – 400 с.
28. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – Москва : Академия, 2006. – 256 с.
29. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно» / Т.А. Ткаченко. – Москва : ГНОМ и Д, 2001. – 40 с.
30. Трясорукова, Т.П. Речедвигательный тренинг : коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 93 с.
31. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с.
32. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
33. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Н. С. Четвертушкина. – Москва : «Гном Пресс» 2016.-187 с.
34. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М.Е. Хватцев. – Санкт-Петербург : КАРО, Дельта+, 2004. – 272 с.